Учитель-дефектолог

Рекомендации родителям по подготовке к прохождению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Родители (законные представители) должны четко понимать цель обращения на ПМПК, что предполагает своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития (далее-ОПФР) и их индивидуальных потребностей в получении образования.

Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе родителей (законных представителей), органов здравоохранения, социальной защиты, учреждений образования. В последнем случае должно быть получено согласие родителей.

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), лучше, если это будет мама, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов по сбору информации о ходе раннего развития ребёнка, если возникнет такая необходимость, в исключительных случаях – по доверенности.

Предварительная запись на обследование проводится также с согласия родителей. Родители дают согласие на обработку персональных данных.

За несколько дней до обследования родители могут в непринужденной форме создать у ребенка позитивный настрой на обследование: сориентировать дошкольника на игровую деятельность со специалистами, а школьника на общение с педагогами.

Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него необходимо сохранять спокойствие. Помните, что тревога родителей может передаваться ребенку.

Обследование детей дошкольного и школьного возраста проводится в соответствии с возрастными и программными требованиями.

Время обследования каждого ребенка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время обследования на ПМПК может не совпадать со временем предварительной записи. Для того, чтобы помочь ребенку спокойно ожидать обследования, можно взять с собой его любимую игрушку, книжку, предложить ребенку что-нибудь перекусить (сок, фрукт, печенье и т.п.).

Во время обследования подсказывать, отвлекать ребенка замечаниями и репликами не допускается. При необходимости помощь ребенку окажет специалист, проводящий обследование.

При ребенке нельзя произносить фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку это формирует установку на подобное поведение.

Внимательно выслушав рекомендации специалистов по результатам обследования ребенка, родителимогут задать вопросы, уточнить то, что непонятно. По завершении обследования очень важно похвалить ребенка, независимо от того как он отвечал.

свернуть

Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"

 

 Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

  Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

 Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
  2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома :

  • Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
  • Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
  • Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
  • Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические (презентация «Артикуляционная гимнастика дома»).

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

«Заборчик»,
«Окошечко»,
«Трубочка»,
«Чашечка»,
«Блинчик»,
«Иголочка»,
«Мостик»,
«Парус»,
«Бегемотик».
Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Лошадка»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Вкусное варенье»;
  • «Барабан» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
свернуть

Герои мультфильма помогают развивать речь (статья из журнала "Пралеска", июнь 2022)

Оксана ГОРЯЧКО,

учитель-дефектолог

высшей категории,

Татьяна КУКСА,

учитель-дефектолог

высшей категории,

ясли-сад № 4 г.Белоозёрска Берёзовского района

Брестской области

Включение мультипликационных персонажей в занятия по формированию произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи способствует усилению мотивации к выполнению предложенных заданий и преодолению речевых нарушений. У воспитанников отмечается стойкий интерес к мультфильму «Маша и Медведь», поэтому его мотивы были использованы для создания дидактических игр и упражнений.

Предложенный материал разработан для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с этапами коррекционной работы по звукопроизношению: комплекс игр и упражнений артикуляционной, дыхательной и мимической гимнастики; игры и упражнения по автоматизации звука изолированно, на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

Представленные дидактические игры и упражнения направлены на формирование слоговой структуры слова, просодической стороны речи, развитие фонематических функций, общей и мелкой моторики, внимания, памяти, лексико-грамматических категорий, при необходимости могут изменяться и дополняться учителем-дефектологом в зависимости от сложности речевого нарушения ребёнка и этапа коррекционной работы. Адресуются учителям-дефектологам, воспитателям дошкольного образования, родителям.

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
И ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Ребёнок совместно с педагогическим работником выкладывает карточки-символы упражнений для выполнения артикуляционной гимнастики, называет их и поочерёдно выполняет, глядя в Машино зеркальце.

Дидактическая игра «Хоккей (футбол)»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Материал: игровое поле, «шайба» («мяч»), трубочки для коктейля, силуэтные изображения Маши и других героев мультфильма.

Ход игры

Педагогический работник сообщает, что Маша с друзьями любит играть в хоккей (футбол), предлагает поиграть вместе с ней: нужно дуть через трубочку на «шайбу» («мяч»), стараясь забить гол в ворота.

 

Дидактическая игра «Такая разная Маша»

Цель: развитие подвижности лицевой мускулатуры, выразительности и эмоциональности речи.

Материал: графические модели с изображениями основных эмоций Маши, стихотворные тексты.

Ход игры

Педагогический работник обращается к ребёнку: «Посмотри, какая разная бывает Маша. Она может быть весёлая, грустная, добрая, злая. Но при этом она всегда любит играть.» Предлагает ребёнку подражать эмоциям Маши.

Педагогический работник произносит стихотворение, побуждает ребёнка к повторению текста и показу соответствующей эмоции.

У страха глаза велики.

У страха не зубы — клыки.

У страха, как бочка, живот.

У страха желанье есть —

Схватить, укусить, даже съесть!

                              В. Кудрявцев

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА ИЗОЛИРОВАННО

Дидактическое упражнение «Эх, прокачу»

Цель: закрепление правильного произношения автоматизируемого звука изолированно, развитие силы и высоты голоса.

Материал: карточка с изображением зимних горок, силуэтное изображение Маши на санках.

 

Игровые действия: ребёнок «катит» Машу на санках по сугробам, произнося автоматизируемый звук: длительно–кратко, громко–тихо. Сила, громкость зависят от местоположения Маши (вверху она или внизу), длительность — от длины горки.

 

Дидактическое упражнение «Помоги Маше»

Цель: закрепление правильного произношения автоматизируемого звука изолированно, развитие мелкой моторики, силы и высоты голоса.

Материал: изображение лабиринта, Маша, мяч (мелкие игрушки).

Игровые действия: помогая Маше выбраться из лабиринта, произносить автоматизируемый звук громче и громче.

Вариант 2. Маша находится вне лабиринта, а мяч — в его центре. Ребёнок катит мяч к Маше, произнося автоматизируемый звук и увеличивая силу голоса.

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОГАХ

Дидактическое упражнение «Поймай снежинки»

Цель: автоматизация звука в разных типах слогов, развитие мелкой моторики (попеременные движения пальцев рук).

Материал: лист с изображением снежинок, Маша (мелкая игрушка).

Игровые действия: ребёнок «шагает» пальцами по снежинкам к Маше и называет слоги с автоматизируемым звуком.

 

Дидактическое упражнение «Репетиция оркестра»

Цель: автоматизация звука в разных типах слогов, развитие мелкой моторики (попеременные движения пальцев рук).

Материал: изображение клавиатуры фортепиано, силуэтное изображение Маши с прикреплёнными на обороте резиночками.

Игровые действия: педагогический работник сообщает, что Маше нравится играть в оркестре, особенно на фортепиано. Сейчас она это покажет.

Вариант 1. Ребёнок надевает на указательный и безымянный пальцы резиночки и, нажимая на «клавишу», называет слог с автоматизируемым звуком.

Вариант 2. Ребёнок нажимает на чёрную «клавишу» и произносит обратный слог, на белую — прямой.

 

Дидактическое упражнение «Помоги ёжику добраться до клубники»

Цель: автоматизация звука в разных типах слогов, развитие силы и высоты голоса.

Материал: лист с изображением ступенек (в конце — ягода клубники), силуэтное изображение ёжика.

Игровые действия: педагогический работник сообщает, что Маша решила приготовить варенье, чтобы порадовать Мишку. Пока Маша подыскивает посуду, ёжик пошёл за клубникой, но ему необходима помощь.

Ребёнок, «поднимая» ёжика по ступенькам, произносит слог с автоматизируемым звуком, увеличивая, затем уменьшая силу голоса.

 

Дидактическое упражнение «Игра в мяч»

Цель: автоматизация звука в разных типах слогов.

Материал: маски Маши и Миши, мяч.

Игровые действия: педагогический работник сообщает, что Маша отлично играет в мяч, и предлагает поиграть вместе с ней.

Педагогический работник и ребёнок надевают маски, перебрасывают друг другу мяч, произносят слоги с автоматизируемым звуком (ребёнок повторяет за педагогическим работником).

 

Дидактическое упражнение «Покормим нашу деточку»

Цель: автоматизация звука в разных типах слогов, развитие силы и высоты голоса, мелкой моторики.

Материал: свинка из пластиковой бутылки (в пятачке проделано отверстие для «еды»), кукла Маша, пуговицы (фишки).

Игровые действия: педагогический работник рассказывает, что у Маши есть свинка, которую она просит помочь покормить.

Ребёнок отражённо произносит слоги с автоматизируемым звуком. «Еду» свинка получит только в том случае, если слог назван правильно.

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ

Дидактическое упражнение «Сладкая жизнь»

Цель: автоматизация звука в словах.

Материал: карточка с изображением Маши и конфет, стакан, «конфеты» (на обороте прикреплены карточки с изображением предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук).

Игровые действия: педагогический работник сообщает, что Маша приготовила необычные конфеты на палочках. Нужно помочь ей собрать их в стакан, но для этого необходимо правильно назвать то, что изображено на обороте «конфет».

Лишь после того как ребёнок правильно назовёт слово, он может поставить конфету в стакан.

 

Дидактическая игра «Сейчас меня покормят, сейчас я буду кушать…»

Цель: автоматизация звука в словах.

Материал: силуэтное изображение Маши с бутербродом, «бутерброды» (на обороте прикреплены карточки с изображением предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук).

Ход игры

Педагогический работник говорит: «Маша долго играла и очень проголодалась. А у Мишки из еды нашлись только бутерброды. Их можно отдать Маше лишь тогда, когда правильно названо изображение на обороте».

 

Дидактическая игра «Фокус-покус»

Цель: автоматизация звука в словах, образование существительных во множественном числе в именительном и родительном падеже, развитие мелкой моторики.

Материал: карточка с изображением Маши с волшебной палочкой, карточки с изображением предметов в единственном числе (на обороте во множественном), в названии которых есть автоматизируемый звук, «волшебная» палочка.

Ход игры

Перед ребёнком лежит карточка с изображением Маши с волшебной палочкой и карточки с изображением предметов в единственном числе.

Педагогический работник даёт ребёнку «волшебную» палочку, предлагает вместе с Машей сделать фокус-покус: «Когда дотронешься до карточки, то предметов на ней вместо одного станет много. Был молоток, а появятся молотки. И так произойдёт с каждым предметом.»

Ребёнок называет, что изображено на карточке, дотрагивается до неё «волшебной» палочкой, переворачивает карточку и называет предметы во множественном числе. Перевернув все карточки, отвечает, чего стало много.

 

 

Дидактическая игра «Весёлые кнопочки»

Цель: автоматизация звука в словах, совершенствование умения делить слова на слоги, определять их количество, развитие мелкой моторики.

Материал и оборудование: доска с «кнопочками», карточки с изображением предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук.

Ход игры

Педагогический работник говорит: «Маша любит придумывать весёлые игры. Посмотри, какие она придумала кнопочки. Они помогут нам сосчитать количество слогов в словах. Посмотри на карточку, назови, что на ней изображено, сосчитай слоги, открывая (закрывая) кнопочки. Сколько кнопочек открыто (закрыто), столько в слове слогов.»

 

Дидактическая игра «Новый год»

Цель: автоматизация звука в словах.

Материал и оборудование: силуэтное изображение Маши с подарками, «подарки» (на обороте прикреплены карточки с изображением предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук), силуэтные изображения героев мультфильма.

Ход игры

Педагогический работник сообщает: «В Новый год принято дарить подарки. Маша подготовила много подарков, но одной ей сложно вручить все подарки. Она просит помочь ей.»

Ребёнок берёт «подарок», называет изображение на обороте и, если слово было названо правильно, «вручает» любому герою мультфильма.

 

Дидактическая игра «Снежки»

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мелкой моторики.

Материал: силуэтное изображение Маши со снежком, «снежки» (внутри изображения предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук).

Ход игры

Педагогический работник говорит: «Зимой все дети очень любят лепить снежки, и Маша не исключение. Поиграем с ней. Но у нас снежки не простые, а с сюрпризом внутри. Их нужно развернуть, назвать то, что внутри».

 

Дидактическая игра «Ловись, рыбка!»

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мелкой моторики, ловкости, зрительного восприятия, умения определять место звука в слове.

 

Материал и оборудование: «пруд», удочка, изображение Миши с удочкой, силуэтные изображения рыбок (на обороте прикреплены карточки с изображением предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук), ведёрки с изображением схем слов.

Ход игры

Педагогический работник говорит: «Миша пришёл на пруд ловить рыбу. Поможем ему. Нужно поймать удочкой рыбку, назвать изображение на её обороте, определить место звука (называет автоматизируемый звук) в слове и положить рыбку в ведёрко с изображением подходящей схемы».

 

Дидактическая игра «Большой–маленький»

Цель: автоматизация звука в словах, образование уменьшительно-ласкательной формы существительных в именительном падеже.

Материал: лист с изображениями Маши и Миши и пустыми игровыми полями для них, парные карточки с изображением предметов (большого и малого размера), в названии которых есть автоматизируемый звук.

Ход игры

Педагогический работник предлагает поочерёдно назвать изображения на парных карточках, затем их разложить согласно размеру: лодочка — Маше, лодка — Мише. И т.д.

 

Дидактическое упражнение «Настроение»

Цель: автоматизация звука в словах, развитие интонационной выразительности речи.

Материал: лист с 4-мя цветными игровыми полями и силуэтными изображениями Маши с разными эмоциями, карточки с изображением предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук.

Игровые действия: педагогический работник предлагает ребёнку выбрать карточку, разместить её на любом игровом поле, затем назвать изображение с интонацией (грустно, спокойно, весело, удивлённо), соответствующей игровому полю.

 

Дидактическая игра «Засели картинки в дом»

Цель: автоматизация звука в словах, развитие умения делить слова на слоги, определять их количество.

Материал: «домик» для карточек, карточки с изображением предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук.

Ход игры

Педагогический работник говорит: «У Маши накопилось много карточек. Их нужно разложить по местам. Помоги ей навести порядок.»

Ребёнок называет изображение на карточке, определяет количество слогов в слове и кладёт карточку на соответствующий «этаж» (1-й, 2-й или 3-й согласно количеству слогов в слове).

 

Дидактическое упражнение «Приятного аппетита»

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мелкой моторики.

Материал: карточка с изображением Маши-повара, «доска с пельменями» (в них открывается верх), карточки с изображением предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук (внутри «пельменей»).

Игровые действия: педагогический работник показывает «доску с пельменями», предлагает назвать, что приготовила Маша. Добавляет: «Правильно, это пельмени. Но Маша очень спешила. Давай узнаем, что она положила в качестве начинки. Постарайся называть слова правильно».

Ребёнок поочерёдно «открывает» пельмени, называет изображения на карточках внутри них. Педагогический работник подводит итог: «Необычные получились у Маши пельмени».

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Дидактическое упражнение «Большая стирка»

Цель: автоматизация звука в словосочетаниях, развитие зрительного восприятия, согласование прилагательных с существительными.

Материал: силуэтные изображения Маши, её одежды и стиральной машины.

Игровые действия: педагогический работник показывает, как много одежды у Маши, сообщает, что она очень любит играть и часто пачкается. Предлагает загрузить одежду в стиральную машинку, сначала её назвав. Например: жёлтое платье, голубое платье, белое платье, шёлковое платье, полосатое платье; белый платок, жёлтый платок, голубой платок.

 

Дидактическое упражнение «Фото на память»

Цель: автоматизация звука в словосочетаниях, развитие зрительного восприятия, согласование прилагательных с существительными.

Материал: силуэтное изображение Маши с фотоаппаратом, «плёнка» с изображением действий и предметов с автоматизируемым звуком.

Игровые действия: педагогический работник сообщает, что Маша нашла фотоаппарат и решила сфотографировать всё вокруг. Вот что из этого вышло.

Алла училась, Алла каталась, Алла лежала, Алла лепила.

Мила мыла, Мила читала, Мила упала, Мила подметала.»

Ребёнок повторяет за педагогическим работником отражённо.

 

Дидактическая игра «Весёлый счёт»

Цель: автоматизация звука в словосочетаниях, развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, согласование числительных с существительными.

Материал и оборудование: прищепки, карточки, разделённые на две части: вверху — изображения предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук, внизу — три цифры.

Ход игры

Педагогический работник поочерёдно показывает карточки: «Помоги Маше сосчитать, сколько предметов изображено. Найди соответствующую цифру и прикрепи на неё прищепку.»

Пересчитывая изображённые предметы, ребёнок проговаривает, например: «Один глобус, два глобуса, три глобуса, четыре глобуса, пять глобусов».

Обращать внимание на правильность окончаний.

 

Дидактическая игра «Помоги ёжику собрать урожай»

Цель: автоматизация звука в словосочетаниях, развитие силы и высоты голоса, согласование прилагательных с существительными, числительных с существительными.

Материал: лист с изображением ступенек, силуэтные изображения ёжика, свёклы, клубники, яблок.

Ход игры

Когда ёжик «поднимается» по ступенькам и «собирает» урожай, то ребёнок увеличивает силу голоса, когда ёжик «спускается» — уменьшает силу голоса, проговаривает: «Одна спелая клубника, две спелые клубники … , одна сладкая свёкла, одно зелёное яблоко».

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, СТИХАХ, ЧИСТОГОВОРКАХ, СКОРОГОВОРКАХ, ТЕКСТАХ

Дидактическое упражнение «Тачка на прокачку»

Цель: автоматизация звука в предложениях, закрепление употребления в речи предлогов.

Материал: ламинированное объёмное игровое поле формата А4 с изображением фрагмента мультфильма, силуэтное изображение Маши с креплением на контактной ленте.

Игровые действия: педагогический работник сообщает, что Маша «починила тачку», предлагает поиграть. Он перемещает Машу относительно машины и спрашивает: «Где Маша?». Получает ответы: «Маша на машине. Маша за машиной. Маша около машины.»

 

Дидактическая игра «Медовый день»

Цель: автоматизация звука в предложениях.

Материал: ламинированные объёмные игровые поля («Бочка», «Пасека», «Улей») формата А4 с изображением фрагмента мультфильма со съёмными элементами на контактной ленте, карточки и «соты» с изображением предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук.

Ход игры

Вариант 1.

Используется игровое поле «Бочка» (бочка — съёмный элемент, который крепится к основе на контактной ленте).

Педагогический работник говорит: «Вот бочка с мёдом, которую уносят пчёлы». Создаётся игровая ситуация, когда ребёнку нужно ответить на вопрос «Что у пчёл в бочке?». Для того чтобы сформулировать ответ, он получает карточки. Опуская карточку в «бочку», ребёнок проговаривает: «В бочке у пчёл качели. В бочке у пчёл ласточка.»

Вариант 2.

Для игры используется игровое поле «Пасека» со съёмным элементом (улей) и «соты» (с одним и несколькими изображениями).

Даётся инструкция: «Необходимо положить соты в улей, чтобы у пчёл было место, куда складывать мёд. Но соты не обычные: на них картинки. Прежде, чем опустить соту в улей, нужно сказать предложение. (В улье тюлень на льдине. В улье Лёня лижет леденец.) Предложение произносится с акцентом на автоматизируемом звуке. Ребёнок выполняет игровое действие по инструкции либо отражённо.

 

Дидактическое упражнение «Косточка для пса»

Цель: автоматизация звука в предложениях.

Материал: ламинированное объёмное игровое поле формата А4 с изображением фрагмента мультфильма, силуэтное изображение пса, «косточки» (карточки с изображением предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук).

  Игровые действия: педагогический работник даёт ребёнку «косточки» и сообщает, что Маша ищет пса. Его можно увидеть, если положить все косточки в будку и правильно назвать, что на них изображено.

Обратить внимание ребёнка на то, что отвечать необходимо полным предложением. (На косточке для пса суп. На косточке кубик. На белой косточке ласточка.) В зависимости от возможностей ребёнок может самостоятельно составить предложение, опираясь на предъявленный педагогическим работником образец либо отвечать отражённо. Когда все «косточки» сложены, а предложения составлены, «открываем будку» и видим там пса, который спрятался от Маши.

 

Дидактическое упражнение «Золотой билет или путешествие вокруг света за один день»

Цель: автоматизация звука в предложениях.

Материал: ламинированное объёмное игровое поле размером А4 с изображением фрагмента мультфильма, «билеты» (карточки с изображением городов), один из них с изображением Миши на обороте.

Игровые действия: педагогический работник уточняет, что на игровом поле мы видим Мишу, который расстроился из-за того, что потерял золотой билет для путешествия. Предлагает ребёнку помочь его найти среди множества других золотых билетов.

Обратить внимание на то, что Мише принадлежит билет с его изображением на обороте.

Ребёнок получает стопку билетов (билет с изображением Миши заблаговременно кладётся вниз). По очереди их переворачивает и называет, что изображено (педагогический работник называет город, ребёнок повторяет). (На золотом билете Лондон. На золотом билете Балаково. На золотом билете Белоозёрск.) Когда искомый билет найден, ребёнок помещает его в специальный карман на игровом поле.

 

Дидактическое упражнение «Машины сказки»

Цель: автоматизация звука в предложениях, текстах.

Материал: игры и упражнения с рифмованными миниатюрами, насыщенными автоматизируемыми звуками; карточки с чистоговорками, скороговорки в картинках; предложения (из трёх, четырёх слов) в виде мнемодорожек; тексты и рассказы на разные звуки (автоматизация), цветные камешки Марблс.

Игровые действия: задания в «Машиных сказках» оформлены в виде картотеки с заданиями на отдельных карточках. Это «Составь предложения по картинкам», «Что у Семёна в сетях?», «Приключения Васеньки», «Что у Симы в бусах?», «Сказки о Фиксиках», предложения в виде картинок (фразовый конструктор). Ребёнку предъявляется карточка-задание и даётся инструкция, которую он выполняет, последовательно следуя по картинкам. Для привлечения и удержания активного внимания можно использовать цветные камешки Марблс.

Для автоматизации звука в текстах применяем сказки по мотивам серий из «Машиных сказок»: «Крошечка-Хаврошечка» — для автоматизации звука [р], «Калиф-аист» — для автоматизации звука [л’], «Снегурочка» — для автоматизации звука [с’]. Каждая сказка представлена в виде отдельной книжечки формата А5 с ламинированными страницами. Перед «чтением» сказки уточняем, знаком ли ребёнок с ней. Если нет, предлагаем просмотреть соответствующую серию мультфильма. Это возможно, т.к. её длительность не превышает 6 минут. Затем рассматриваем иллюстрации в книге. Педагогический работник читает слова под картинками, затем предлагает ребёнку самостоятельно пересказать сказку, т.е. исполнить роль Маши. Во время рассказа следить за правильным произношением автоматизируемого звука. При необходимости ненавязчиво исправлять ребёнка, подсказывать начало предложения. Как правило, дети с интересом и удовольствием выступают в роли Маши-рассказчицы.

   

Зашифрованные скороговорки

Цель: автоматизация звука в скороговорках.

Материал: скороговорки, представленные в виде мнемодорожек.

Ход игры

Ребёнок разучивает скороговорку с опорой на символы слов, объединенные в мнемодорожки.

 

Мини-сказки

Цель: автоматизация звука в предложениях, текстах.

Материал: «Мини-сказки» — цепочка картинок и схем, выставленных в логической последовательности, обозначающих законченную мысль, т.е. предложение; «Сказки-связки» — набор «закодированных» предложений, объединенных в одну историю с простым сюжетом.

Ход игры

Ребёнок «читает» предложение, оформляя его грамматически, лексически и синтаксически правильно. При этом следит за правильным звукопроизношением.

 

ИГРЫ-ХОДИЛКИ

Дидактическая игра «Пчёлы»

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мелкой моторики, ловкости, зрительного восприятия.

Материал и оборудование: игровое поле с изображением ульев, сот, в которых картинки с автоматизируемым звуком, Маша (мелкая игрушка), кубик.

Ход игры

Педагогический работник говорит: «Маша разбудила пчёл, поэтому они хотят её ужалить. Помоги Маше вернуться к Мише. Бросай кубик, передвигай Машу вперёд по картинкам, правильно называя их».

Попав на красную соту, нужно вернуться назад на три соты, на зелёную — пройти вперёд на три соты.

 

Дидактическое упражнение «Маша и конфеты»

Цель: автоматизация звука в словах, образование формы множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательной формы существительных, подбор слов-признаков, слов-действий, развитие силы голоса, согласование числительных с существительными.

Материал: игровое поле с изображением Маши и дорожек с изображениями предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук, Маша (мелкая игрушка), кубик.

Игровые действия: педагогический работник сообщает, что Маша очень любит конфеты, нужно помочь ей добраться до них.

Ребёнок бросает кубик, определяет количество шагов, продвигается вперёд и называет изображение, выполняет нужное задание (назови ласково, чего много, громко–тихо, сосчитай до пяти, назови признак, действие предмета).

Дидактическое упражнение «Фрукты и ягоды для варенья»

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мелкой моторики, ловкости, зрительного восприятия.

Материал: игровое поле с изображением реки с камнями (в конце пути фрукты), кубик, карточки с изображением предметов, в названии которых есть автоматизируемый звук, силуэтные изображения ягод и фруктов, фишки с изображением героев мультфильма.

Игровые действия: педагогический работник сообщает, что Миша решил приготовить варенье. За ягодами нужно идти далеко, через реку, поэтому друзья решили ему помочь.

На столе стопкой лежат карточки изображением вниз. Игрок бросает кубик, определяет количество шагов, берёт количество карточек, определённое кубиком, называет изображения на них. Если они названы без ошибок, продвигает свою фишку вперёд. Каждый на финише выбирает фрукт или ягоду и называет, какое варенье сварит Миша: «Малиновое, клубничное, яблочное».

 

Дидактическое упражнение «В гости к Маше»

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мелкой моторики, ловкости, зрительного восприятия.

Материал и оборудование: игровое поле из квадратов с картинками, обозначенный стрелками путь, Маша (мелкая игрушка), фишки.

Игровые действия: педагогический работник сообщает, что проказница Маша ушла далеко от дома. Чтобы её найти, нужно двигаться по стрелкам-подсказкам. Назвав изображение в квадрате верно, закрыть его фишкой, чтобы не заблудиться.

Ребёнок двигается по квадратам с картинками в соответствии с направлением стрелок. Сделав шаг, называет изображение, правильно произнося автоматизируемый звук, закрывает её фишкой и перемещается дальше.

свернуть
Объявление