Дети и здоровье
Консультация для законных представителей воспитанников «Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении»
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
В.А. Сухомлинский
Адаптация - это приспособление к изменяющимся условиям. А жизнь малыша, поступающего в детский сад, меняется очень резко. Непривычная еда, непривычные игры, отсутствие рядом мамы, постоянный контакт с другими детьми... Как же помочь ребенку пережить этот сложный период?
Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.
Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.
Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад
- Не обсуждать при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом. Настроить малыша как можно положительное к его поступлению в д/с.
- Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров. Повысить роль закаливающих мероприятий.
- Не отдавать малыша в детский сад в разгаре кризиса 3-х лет.
- Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня ребенка дома.
- Как можно раньше познакомить малыша с детьми и воспитателями в детском саду, куда он скоро придет. Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
- Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
- Готовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления в детсад.
- Планировать свой отпуск так, чтобы не оставлять ребенка первое время на целый день в детском саду.
- Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.
Как надо вести себя родителям с ребенком, начавшим посещать детский сад:
- Не оставлять его на целый день в детском саду, пораньше забирать домой.
- Создать для него спокойный, бесконфликтный климат в семье, уменьшать нагрузку на нервную систему.
- На время прекратить походы в цирк, театр, в гости.
- Создать в выходные дни дома для него такой же режим, как и в детском саду.
- Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.
- При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома, сразу обратиться к психологу и детскому врачу.
Как не надо вести себя родителям с ребенком, начавшим посещать детский сад:
- При ребенке плохо говорить о детском саде, конфликтовать с ним дома.
- Угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи и непослушание, поздно забирать домой.
- Мешать контактам малыша с детьми в группе.
- Водить ребенка в многолюдные места, резко менять в выходные его режим дня.